МЕЖДУНАРОДНАЯ
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ТРАНЗАКТНЫХ АНАЛИТИКОВ В РОССИИ - ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В.Е. Гусаковский,
Е.С. Соболева
(тезисы доклада на Ш
Всероссийской конференции по психотерапии)
Краткое содержание доклада: Развитие
и современное положение транзактного анализа (ТА) как направления
гуманистической психологии в Европе и мире. Основные принципы подготовки и
сертификации транзактных аналитиков в Европейской ассоциации транзактного
анализа (ЕАТА). Итоги первой 4-летней международной программы обучения ТА в
С-Петербургском институте трасакционального анализа (СИТА). Современное
состояние и развитие транзактного анализа в России - проблемы и перспективы.
Первое знакомство общественности
С-Петербурга с теорией и практикой транзактного анализа (ТА) началось около 10
лет назад с визита Тома и Дельфины Фрейзер (США), которые провели ряд лекций и
презентаций метода для специалистов и широкой публики. Эффективность метода и
использование языка, доступного неспециалистам, демократичность, отвечавшая
духу реформ, начавшихся в то время в России, в сочетании с личным обаянием
ведущих определили волну интереса к использованию ТА. Успеху способствовали
также ряд радио- и телепередач, прошедших по ленинградским программам. Группа
энтузиастов, главным образом выпускников спецфакультета психологии
Ленинградского госуниверситета, начали использовать ТА при работе с группами по
развитию коммуникативных навыков. Обнадеживающие результаты, полученные в этих
группах, способствовали выбору ТА рядом специалистов основной областью своей
деятельности.
В 1993 году ТА оформился
организационно с образованием С-Петербургского института трансакционального
аназиза (СИТА), как общественного объединения психологов и других специалистов,
стремящихся к дальнейшему изучению ТА и приобретению им известности в России.
Вскоре после образования СИТА присоединился как филиал к Европейской ассоциации
ТА (ЕАТА), что было первым шагом к интеграции российских специалистов ТА в
международное сообщество. Вторым российским филиалом ЕАТА стала впоследствии Рязанская
ассоциация ТА (РАТА), специалисты которой работают в сотрудничестве с
петербургскими коллегами, представляя российский ТА в европейском сообществе.
Развитию ТА способствует его
организационная сплоченность в международном масштабе. Первая международная
ассоциация ТА (IТАА) была создана
усилиями основателя метода Эрика Берна (США). Европейская ассоциация ТА (ЕАТА)
была образована первоначально как филиал IТАА. Вслед за волной популярности в США,
центр развития ТА постепенно перемещается в Европу. Наиболее крупные ассоциации
ТА в Великобритании и Германии насчитывают сейчас до тысячи членов. В настоящее
время ЕАТА существует независимо от IТАА и устанавливает отношения с Европейской ассоциацией психотерапевтов
(ЕАР) с целью признания ТА как направления психотерапии в рамках Европы.
Четкая система стандартов и
разработанная процедура сертификации специалистов, признанная как ЕАТА. так и IТАА, способствует поддержанию высокого
статуса транзактного аналитика. Сертификационные экзамены в ЕАТА проводятся в
четырех основных областях применения ТА: клинической, организационной,
образовательной и консультационной и определяют две основные ступени
квалификации: сертифицированный транзактный аналитик (СТА) и обучающий и
супервизирующий транзактный аналитик (TSTA). Подготовка к экзаменам каждого уровня проводится на основании
индивидуального контракта с руководителем (спонсором) и занимает до 5 лет (1
ступень) и 7 лет (2 ступень) соответственно. Сам экзамен первой ступени состоит
из письменной работы и устного экзамена, на котором обучающийся представляет
свою деятельность в качестве специалиста ТА международной комиссии.
При разработке первой в России
международной программы подготовки транзактных аналитиков мы ориентировались
сразу на соответствие международным стандартам обучения. Основной трудностью
являлось то, что до начала программы сертифицированных специалистов. а тем
более тренеров ТА в России не было, а стоимость обучения в Европейских странах
делало его недоступным для большинства российских специалистов. Мы обратились
за помощью в ЕАТА и группа тренеров ТА из ряда европейских стран и США.
координируемая Моникой Тунниссен (Нидерланды) и Дженни Макнамара (Англия)
предложили нам 3-летнюю программу подготовки к сертификационным экзаменам 1
ступени на весьма льготных условиях. Программа включала ежемесячные 2-3 дневные
учебные семинары по теории и практическому применению ТА, супервизирование
практической деятельности обучающихся с применением ТА и персональную
психотерапию для решения их личных проблем. С российской стороны в программу
вошли первоначально 18 психологов. психотерапевтов и других специалистов как из
С-Петербурга. так и из Рязани. Целью программы являлась подготовка российских
специалистов международного уровня. которые в дальнейшем возглавят самостоятельную
программу обучения транзактных аналитиков в России в соответствии со
стандартами ЕАТА.
В настоящее время программа
подготовки приближается к завершению и можно говорить о ее первых итогах. На
данный момент один человек сдал сертификационный экзамен 1 ступени, и еще 6
человек завершают индивидуальные контракты на подготовку к экзамену. В
ближайшем году мы будем иметь первых российских тренеров ТА, которые смогут,
пока еще при супервизировании зарубежных руководителей, проводить подготовку транзактных
аналитиков в России по международным стандартам. Проводится разработка
следующей программы обучения ТА, которую будут вести совместно российские и
зарубежные тренеры ТА, причем доля участия российских тренеров будет постоянно
увеличиваться.
Среди проблем, к которыми
столкнулись обучающиеся, можно отметить следующие:
- Несмотря на льготные условия и
удобный график занятий, участие в программе обучения потребовало значительного
напряжения сил и финансовых вложений обучающихся. Фактически подготовка к
сертификационным экзаменам становится основным содержанием 4-5 лет жизни
обучающихся и требует глубоких изменений на их личностном плане. В связи с этим
наблюдался высокий уровень отсева по мере обучения (более 50%).
- Наиболее успешные обучающиеся сочетали
подготовку в России с периодическими учебными поездками за рубеж. Это позволило
им удовлетворить индивидуальные учебные запросы, поддерживать более тесный
контакт с руководителями обучения, а также пройти опыт культуральных различий,
помогающий выработать свой стиль работы с учетом российских условий.
- По окончании обучения полученная
международная сертификация, признанная в европейских странах, не дает
каких-либо дополнительных возможностей при трудоустройстве в России. В
частности, существуют значительные различия в понимании сущности и назначении
психотерапии, которая во многих странах Европы относится к области психологии,
а не медицины, как в России. В связи с этим, специалисты, прошедшие
сертификацию в клинической области ТА, получающие автоматически квалификацию
психотерапевта во многих европейских странах, могут работать лишь в
соответствии с их предыдущим психологическим или медицинским образованием.
Таким образом, в результате
завершения первой в России международной программы подготовки транзактных
аналитиков открылась возможность обучения ТА по европейским стандартам,
опираясь в значительной мере на собственные возможности российских
специалистов. Успех будущей программы будет определяться, а также, в свою
очередь влиять, на распространение ТА в России и утверждение статуса
транзактного аналитика в качестве самостоятельной профессии.
Сведения об авторах: Гусаковский
Владимир Евгеньевич, психолог, к.ф.-м.н., действительный член Европейской
ассоциации транзактного анализа (ЕАТА).
Соболева Елена
Сергеевна, психолог, действительный член ЕАТА.