МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ТРАНЗАКТНЫХ АНАЛИТИКОВ В РОССИИ - ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В.Е. Гусаковский, Е.С. Соболева

(тезисы доклада на Ш Всероссийской конференции по психотерапии)

            Краткое содержание доклада: Развитие и современное положение транзактного анализа (ТА) как направления гуманистической психологии в Европе и мире. Основные принципы подготовки и сертификации транзактных аналитиков в Европейской ассоциации транзактного анализа (ЕАТА). Итоги первой 4-летней международной программы обучения ТА в С-Петербургском институте трасакционального анализа (СИТА). Современное состояние и развитие транзактного анализа в России - проблемы и перспективы.

            Первое знакомство общественности С-Петербурга с теорией и практикой транзактного анализа (ТА) началось около 10 лет назад с визита Тома и Дельфины Фрейзер (США), которые провели ряд лекций и презентаций метода для специалистов и широкой публики. Эффективность метода и использование языка, доступного неспециалистам, демократичность, отвечавшая духу реформ, начавшихся в то время в России, в сочетании с личным обаянием ведущих определили волну интереса к использованию ТА. Успеху способствовали также ряд радио- и телепередач, прошедших по ленинградским программам. Группа энтузиастов, главным образом выпускников спецфакультета психологии Ленинградского госуниверситета, начали использовать ТА при работе с группами по развитию коммуникативных навыков. Обнадеживающие результаты, полученные в этих группах, способствовали выбору ТА рядом специалистов основной областью своей деятельности.

            В 1993 году ТА оформился организационно с образованием С-Петербургского института трансакционального аназиза (СИТА), как общественного объединения психологов и других специалистов, стремящихся к дальнейшему изучению ТА и приобретению им известности в России. Вскоре после образования СИТА присоединился как филиал к Европейской ассоциации ТА (ЕАТА), что было первым шагом к интеграции российских специалистов ТА в международное сообщество. Вторым российским филиалом ЕАТА стала впоследствии Рязанская ассоциация ТА (РАТА), специалисты которой работают в сотрудничестве с петербургскими коллегами, представляя российский ТА в европейском сообществе.

            Развитию ТА способствует его организационная сплоченность в международном масштабе. Первая международная ассоциация ТА (IТАА) была создана усилиями основателя метода Эрика Берна (США). Европейская ассоциация ТА (ЕАТА) была образована первоначально как филиал IТАА. Вслед за волной популярности в США, центр развития ТА постепенно перемещается в Европу. Наиболее крупные ассоциации ТА в Великобритании и Германии насчитывают сейчас до тысячи членов. В настоящее время ЕАТА существует независимо от IТАА и устанавливает отношения с Европейской ассоциацией психотерапевтов (ЕАР) с целью признания ТА как направления психотерапии в рамках Европы.

            Четкая система стандартов и разработанная процедура сертификации специалистов, признанная как ЕАТА. так и IТАА, способствует поддержанию высокого статуса транзактного аналитика. Сертификационные экзамены в ЕАТА проводятся в четырех основных областях применения ТА: клинической, организационной, образовательной и консультационной и определяют две основные ступени квалификации: сертифицированный транзактный аналитик (СТА) и обучающий и супервизирующий транзактный аналитик (TSTA). Подготовка к экзаменам каждого уровня проводится на основании индивидуального контракта с руководителем (спонсором) и занимает до 5 лет (1 ступень) и 7 лет (2 ступень) соответственно. Сам экзамен первой ступени состоит из письменной работы и устного экзамена, на котором обучающийся представляет свою деятельность в качестве специалиста ТА международной комиссии.

            При разработке первой в России международной программы подготовки транзактных аналитиков мы ориентировались сразу на соответствие международным стандартам обучения. Основной трудностью являлось то, что до начала программы сертифицированных специалистов. а тем более тренеров ТА в России не было, а стоимость обучения в Европейских странах делало его недоступным для большинства российских специалистов. Мы обратились за помощью в ЕАТА и группа тренеров ТА из ряда европейских стран и США. координируемая Моникой Тунниссен (Нидерланды) и Дженни Макнамара (Англия) предложили нам 3-летнюю программу подготовки к сертификационным экзаменам 1 ступени на весьма льготных условиях. Программа включала ежемесячные 2-3 дневные учебные семинары по теории и практическому применению ТА, супервизирование практической деятельности обучающихся с применением ТА и персональную психотерапию для решения их личных проблем. С российской стороны в программу вошли первоначально 18 психологов. психотерапевтов и других специалистов как из С-Петербурга. так и из Рязани. Целью программы являлась подготовка российских специалистов международного уровня. которые в дальнейшем возглавят самостоятельную программу обучения транзактных аналитиков в России в соответствии со стандартами ЕАТА.

            В настоящее время программа подготовки приближается к завершению и можно говорить о ее первых итогах. На данный момент один человек сдал сертификационный экзамен 1 ступени, и еще 6 человек завершают индивидуальные контракты на подготовку к экзамену. В ближайшем году мы будем иметь первых российских тренеров ТА, которые смогут, пока еще при супервизировании зарубежных руководителей, проводить подготовку транзактных аналитиков в России по международным стандартам. Проводится разработка следующей программы обучения ТА, которую будут вести совместно российские и зарубежные тренеры ТА, причем доля участия российских тренеров будет постоянно увеличиваться.

            Среди проблем, к которыми столкнулись обучающиеся, можно отметить следующие:

            - Несмотря на льготные условия и удобный график занятий, участие в программе обучения потребовало значительного напряжения сил и финансовых вложений обучающихся. Фактически подготовка к сертификационным экзаменам становится основным содержанием 4-5 лет жизни обучающихся и требует глубоких изменений на их личностном плане. В связи с этим наблюдался высокий уровень отсева по мере обучения (более 50%).

            - Наиболее успешные обучающиеся сочетали подготовку в России с периодическими учебными поездками за рубеж. Это позволило им удовлетворить индивидуальные учебные запросы, поддерживать более тесный контакт с руководителями обучения, а также пройти опыт культуральных различий, помогающий выработать свой стиль работы с учетом российских условий.

            - По окончании обучения полученная международная сертификация, признанная в европейских странах, не дает каких-либо дополнительных возможностей при трудоустройстве в России. В частности, существуют значительные различия в понимании сущности и назначении психотерапии, которая во многих странах Европы относится к области психологии, а не медицины, как в России. В связи с этим, специалисты, прошедшие сертификацию в клинической области ТА, получающие автоматически квалификацию психотерапевта во многих европейских странах, могут работать лишь в соответствии с их предыдущим психологическим или медицинским образованием.

            Таким образом, в результате завершения первой в России международной программы подготовки транзактных аналитиков открылась возможность обучения ТА по европейским стандартам, опираясь в значительной мере на собственные возможности российских специалистов. Успех будущей программы будет определяться, а также, в свою очередь влиять, на распространение ТА в России и утверждение статуса транзактного аналитика в качестве самостоятельной профессии.

            Сведения об авторах: Гусаковский Владимир Евгеньевич, психолог, к.ф.-м.н., действительный член Европейской ассоциации транзактного анализа (ЕАТА).

Соболева Елена Сергеевна, психолог, действительный член ЕАТА.

Hosted by uCoz