ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ "ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ"

В.Е.Гусаковский, А.В.Палагин

 

ВВЕДЕНИЕ

Осознанное и неосознанное влияние родителей и воспитателей является определяющим для формирования характера ребенка и влияет на качество всей его последующей жизни, что отражено в психологической концепции "сценария" жизни, разработанной в теории транзактного анализа. Ошибки в воспитании, которые могут быть легко скомпенсированы на соответствующих стадиях развития ребенка психологически грамотными действиями родителей и воспитателей, могут привести в дальнейшем к серьезным нарушениям личности подростков и взрослых и явиться истоками антисоциального поведения, алкоголизма, наркомании, что потребует значительных усилий общества для их преодоления.

Тренинг разработан на базе курса воспитания родителей Джин Иллсли Кларк (J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair; Growing Up Again и др.), получившего распространение в странах Америки и Западной Европы и показавшего там свою высокую эффективность. Авторы провели адаптацию метода к русскоязычной среде и разработали собственную структуру занятий, приемлемую для проведения на базе образовательных учреждений в России. Программа тренинга прошла аппробацию и показала положительные результаты при работе с группами родителей и воспитателями на базе ДОУ 64 Калининского района С-Петербурга

Тренинг предназначен для родителей детей всех возрастных стадий, начиная с предродовой подготовки и до подросткового возраста. Вариант тренинга с углубленной теоретической базой рекомендуется для специалистов, работающих с детьми, таких как учителя, воспитатели детских садов, детские психологи, медицинские работники и др.

Цель тренинга: освоение родителями и воспитателями знаний и навыков взаимодействия с детьми с учетом долговременных психологических последствий. В процессе тренинга происходит освоение принципов и навыков воспитания ребенка в соответствии с задачами каждой возрастной стадии его развития. Другой задачей тренинга является освоение методов разрешения проблем семьи и преодоления трудностей, возникающих в процессе воспитания.

Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми. Переосмысление собственного детского опыта в ходе тренинга также помогает им найти правильный подход к решению проблем воспитания.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Тренинг основан на теории и практике транзактного анализа, современного психологического направления, распространенного во многих странах Европы и мира и практически не развитого в России до настоящего времени.

Теоретической базой тренинга является концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии:

1.    Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)

2.    Стадия  действий (от 6 до 18 месяцев)

3.    Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет)

4.    Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет)

5.    Стадия структуры (от 6 до 12 лет)

6.    Стадия идентификации, сексуальности и отделения  (от 12 до 18 лет)

С другой стороны, Памела Левин высказывает идею, что люди в более позднем возрасте повторяют ранние стадии развития в усложненном виде. При этом они получают возможность решить свои старые проблемы и тем самым улучшить качество своей жизни. Этот процесс начинается в возрасте около 13 лет, когда подростки в определенном смысле повторяют младенческую стадию существования (от 0 до 6 месяцев): “Приблизительно в 13 мы начинаем новое рождение. Мы начинаем повторять предыдущие стадии развития до тех пор пока окончательно не повзрослеем. Мы начинаем все стадии развития заново. Мы едим все время, мы хотим, чтобы нас кормили, чтобы о нас заботились, за нас думали. У нас высокая потребность в физическом контакте...У нас очень короткий интервал внимания и нас пронизывают волны энергии, наполненные странными незнакомыми желаниями - эротическими, волнующими и пугающими”. (P. Levin. Becoming the Way We Are, 1988)

Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии. Основы воспитания в соответствии со стадиями развития детей были детально разработаны Джин Иллсли Кларк (J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair; Growing Up Again и др.)

 

ПОДБОР И ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ

Группы родителей. Тренинг представляет интерес для родителей детей всех возрастных стадий, начиная с предродовой подготовки и до подросткового возраста. Подбор группы может происходить различными путями, что влияет на структуру группы и может потребовать провести адаптацию материала тренинга к потребностям конкретной группы. В практике авторов хорошие результаты были получены при формировании группы на базе детских образовательных учреждений, которые также могут предоставить условия для проведения тренинга и педагогическую поддержку. Ведущие при этом могут представить программу тренинга на собраниях родителей и получат возможность познакомится заранее с будущими участниками группы, а родители сделают первый шаг к построению доверия к ведущим.

Оптимальный размер группы 10-15 человек, что обеспечивает многообразие опыта при сохранении индивидуального участия ведущих к участникам. Наличие двух ведущих может дать участникам дополнительную возможность получить более широкий спектр откликов на их проблемы, а ведущим обеспечивает взаимную поддержку, хотя может оказаться экономически нецелесообразным и должно решаться в каждом конкретном случае. Основным условием пригодности участников для работы в группе является их собственное желание решать свои проблемы во взаимодействии с другими участниками. Противопоказаниями к включению в группу являются серьезные специфические медицинские и психологические проблемы как родителей, так и их детей, которые требуют слишком много индивидуального внимания ведущих, что невозможно в групповой форме работы. Целесообразно выявлять такие случаи в предварительном собеседовании и рекомендовать индивидуальные формы занятий.

Критическим фактором, определяющим структуру группы, является диапазон возрастов детей участников. Гомогенные группы, где дети участников примерно одного возраста, часто формируются на базе образовательных учреждений. Такие группы дают возможность быстро достигнуть атмосферы взаимопонимания участников, но может потребоваться адаптация временной структуры тренинга, чтобы уделить максимальное внимание интересующей возрастной стадии развития детей. Гетерогенные группы, где возраста детей участников занимают широкий диапазон, дают им более широкий диапазон опыта, но возможность внимания к какому-либо конкретному возрасту сужена.

Профессиональные группы. Тренинг может представлять интерес для специалистов, работающих с детьми, таких как учителя, воспитатели детских садов, детские психологи, медицинские работники и др. В этом случае целесообразно формирование специфических профессиональных групп и адаптация материала тренинга в соответствии с потребностями конкретной группы. При формировании профессиональных групп на базе детских образовательных учреждений необходимо учитывать также существующие организационные взаимоотношения участников, которые могут оказывать влияние на ход тренинга. Например, присутствие руководителя учреждения в учебной группе сотрудников может ограничивать выражение их персональных потребностей и проблем.

Групповой процесс оказывает существенное влияние на проведение тренинга. Задача ведущих сочетать преподавание материала с формирование доверительной атмосферы в группе. На начальном этапе тренинга ведущие предоставляют некоторое время, чтобы участники могли познакомиться друг с другом и с ведущими и выразить свои ожидания от тренинга. Ведущие представляют основные правила взаимодействия в группе и проверяют готовность участников им следовать. Эти правила общие для психологических групп:

- конфиденциальность - неразглашение за пределами группы персональной информации о других участниках группы,

- “стоп” - участник сам выбирает степень участия в предлагаемых упражнениях и уровень раскрытия персональной информации,

- запрет критики мнений других участников группы,

- выражение своих взглядов, используя местоимение “я”, и др.

Контрактный метод отношений в группе является центральным в практике транзактного анализа и позволяет повысить ответственность участников за результат процесса тренинга [1,2]. При этом заключаются конкретные соглашения между ведущими и участниками о целях и содержании тренинга на основании пожеланий участников, учитывая временные рамки курса.

Обратная связь участников ведущим позволяет оперативно влиять на процесс тренинга с целью максимального удовлетворения потребностей участников. Для этого в начале и конце каждого занятия предусмотрено время. В конце курса каждого участника поощряют выразить свое мнение относительно степени достижения персональных целей (контракт) и выразить свои чувства относительно завершения тренинга, что дает им ощущение завершенности и осознавание места тренинга в их личностном развитии.

 

КВАЛИФИКАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ВЕДУЩИХ

Квалификация. Вести тренинг могут специалисты психологи, педагоги, психотерапевты, имеющие опыт проведения тренингов в группах взрослых. Поскольку тренинг основан на теории и практике транзактного анализа, дополнительная подготовка ведущих в этой области является необходимым условием.

Подготовка ведущих. Квалифицированная подготовка специалистов в области транзактного анализа в соответствии с международными стандартами проводится тренерами Европейской (ЕАТА) и Международной ассоциации транзактного анализа (ITAA). В настоящее время в России регулярные программы подготовки с участием российских и зарубежных тренеров действуют в С-Петербургском объединении транзактного анализа (СОТА) (в образовательной области) и Московской академии постдипломного образования (МАПО) (в клинической области), а также отдельные учебные мероприятия проводятся в Рязанской ассоциации транзактного анализа (РАТА).

Супервизирование. В ходе работы у ведущих неизбежно возникают многочисленные вопросы по конкретным случаям, встречающимся в практике проведения тренинга. В этом случае они могут получить профессиональное супервизирование у одного из авторов программы и других подготовленных супервизоров ЕАТА и ITAA.

Персональные проблемы ведущих. В ходе проведения тренинга у ведущих могут возникать сильные личностные эмоциональные реакции, особенно в случаях, когда проблемы участников тренинга и их детей сходны по характеру с травмирующими ситуациями собственного детства ведущих. Подобные же реакции могут возникать и у родителей по поводу проблем их детей. Эти реакции могут оказывать значительное влияние на эффективность проведения тренинга, что часто выявляется в процессе супервизирования. Настоятельно рекомендуется, чтобы ведущие получали регулярную психологическую или психотерапевтическую помощь для решения персональных проблем, особенно у специалистов транзактного анализа.

Консультационные соглашения. Успех программы достижим при сочетании усилий специалистов различных направлений, поэтому задачей ведущих является направление участников к соответствующим специалистам, если они считают, что рассматриваемая проблема не входит в область их компетентности или не соответствует формату тренинга. Из специалистов, с которыми целесообразно достигнуть соглашения о направлении участников можно упомянуть психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей, педагогов, работающих с проблемами как детей, так и взрослых в зависимости от контекста проблемы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА

Основной курс для родителей рассчитан на 15 часов: 5 занятий по 3 часа один-два раза в неделю. По окончании основного курса родители участвуют в группе поддержки один-два раза в месяц для решения конкретных проблем с их детьми. Курс для специалистов адаптируется в соответствии с объемом конкретных задач воспитания, которые они встречают в своей профессиональной деятельности.

 

1 ЗАНЯТИЕ: СТАДИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Цели занятия: Ознакомление с теорией стадий детского развития, продуктивными стилями воспитания и возможными проблемами для каждого возраста.

Продолжительность занятия: 3 часа

План занятия:

· Представление ведущих, краткое содержание курса, правила для участников (15 мин.)

· Представление участников, краткая биографическая информация, пожелания участников по содержанию курса (20 мин.)

· Упражнение: “хорошая мама (хороший папа)” (20 мин.) (Приложение 3)

· Теория циклов развития детей П.Левин (30 мин.) ([3], Приложение 1,2)

· Поддерживающие послания для детей по Д.Кларк (15 мин.) ([4,5], Приложение 4)

· Упражнения на использование поддерживающих посланий: (Приложение 4)

1. Выбор и чтение поддерживающих посланий для себя (10 мин.)

2. Партнер читает поддерживающее послание выбравшему (10 мин.)

3. В тройках: чтение поддерживающих посланий в третьем лице (10 мин.)

· Проблемы развития ребенка и их последствия (30 мин.) (Приложение 5)

· Ответы на вопросы участников и домашнее задание: использовать поддерживающие послания с собственными детьми (20 мин.)

Пособия:

·      Приложение 1: Особенности детского развития на разных стадиях

·      Приложение 2: Особенности воспитания на разных стадиях детского развития

·      Приложение 3: Упражнение: “хорошая мама (хороший папа)”

·      Приложение 4: Список поддерживающих посланий для развития детей

·      Приложение 5: Проблемы развития ребенка и их последствия

 

2 ЗАНЯТИЕ: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДО 18 МЕСЯЦЕВ

Цели занятия: Ознакомление с особенностями развития детей от рождения до 18 месяцев и продуктивными стилями воспитания для этого возраста.

Продолжительность занятия: 3 часа

План занятия:

· Ответы на вопросы участников с предыдущего занятия(15 мин.)

· Теория: развитие и воспитание детей от рождения до 6 месяцев (30 мин.) ([4,5], Приложение 1,2)

· Упражнение: круг молчаливого признания (15 мин.)

· Позитивное и негативное безусловное признание (30 мин.) ([1,2,4], Приложение 10)

· Упражнение: поддерживающие послания для детей до 6 месяцев (15 мин.) (Приложение 7)

· Теория: развитие и воспитание детей от 6 до 18 месяцев (20 мин.) ([4,5], Приложение 1,2)

· Позитивное и негативное условное признание (20 мин.) ([1,2,4], Приложение 10)

· Упражнение: поддерживающие послания для детей от 6 до 18 месяцев (15 мин.) (Приложение 7)

· Ответы на вопросы участников (20 мин.)

Пособия:

·      Приложение 1: Особенности детского развития на разных стадиях

·      Приложение 2: Особенности воспитания на разных стадиях детского развития

·      Приложение 7: Поддерживающие послания для стадий существования и действий

·      Приложение 10: Выражение признания

 

3 ЗАНЯТИЕ: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 18 МЕСЯЦЕВ ДО 6 ЛЕТ

Цели занятия: Ознакомление с особенностями развития детей от 18 месяцев до 6 лет и продуктивными стилями воспитания для этого возраста.

Продолжительность занятия: 3 часа

План занятия:

· Ответы на вопросы участников с предыдущего занятия (15 мин.)

· Теория: развитие и воспитание детей от 18 месяцев до 3 лет (30 мин.) ([4,5], Приложение 1,2)

· Упражнение: поддерживающие послания для детей от 18 месяцев до 3 лет (15 мин.) (Приложение 7)

· Стили воспитания и их последствия (30 мин.) ([4], Приложение 6)

· Упражнение: 4 стиля воспитания (25 мин.) (Приложение 6)

· Теория: развитие и воспитание детей от 3 до 6 лет (30 мин.) ([4,5], Приложение 1,2)

· Упражнение: поддерживающие послания для детей от 3 до 6 лет (15 мин.) (Приложение 7)

· Ответы на вопросы участников (20 мин.)

Пособия:

·      Приложение 1: Особенности детского развития на разных стадиях

·      Приложение 2: Особенности воспитания на разных стадиях детского развития

·      Приложение 6: 4 стиля воспитания

·      Приложение 7: Поддерживающие послания для стадий мышления и идентичности

 

4 ЗАНЯТИЕ: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТ 6 ДО 18 ЛЕТ

Цели занятия: Ознакомление с особенностями развития детей и подростков от 6 до 18 лет и продуктивными стилями воспитания для этого возраста.

Продолжительность занятия: 3 часа

План занятия:

· Ответы на вопросы участников с предыдущего занятия (15 мин.)

· Теория: развитие и воспитание детей от 6 до 12 лет (30 мин.) ([4,5], Приложение 1,2)

· Упражнение: поддерживающие послания для детей от 6 до 12 лет (15 мин.) (Приложение 7)

· Теория: развитие и воспитание подростков от 12 до 18 лет (30 мин.) ([4,5], Приложение 1,2)

· Упражнение: 4 стиля воспитания в ситуациях с детьми разного возраста (40 мин.) (Приложение 6)

· Ответы на вопросы участников (20 мин.)

Пособия:

·      Приложение 1: Особенности детского развития на разных стадиях

·      Приложение 2: Особенности воспитания на разных стадиях детского развития

·      Приложение 6: 4 стиля воспитания

·      Приложение 7: Поддерживающие послания для стадии структуры

 

5 ЗАНЯТИЕ: ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ

Цели занятия: Ознакомление с происхождением проблем взрослых в ошибках воспитания и способами их разрешения.

Продолжительность занятия: 3 часа

План занятия:

· Ответы на вопросы участников с предыдущего занятия (15 мин.)

· Теория: развитие и самовоспитание взрослых (30 мин.) ([1,2,3,5], Приложение 1,2)

· Упражнение: анкета для родителей по проблемам их собственного детства (15 мин.) (Приложение 8)

· Обсуждение результатов анкетирования (10 мин.)

· Способы решения проблем родителей и семьи (10 мин.) [2,5]

· Упражнение: формулирование контракта на самовоспитание родителей(30 мин.) [2,5]

· Принцип круга предложений (10 мин.) ([6], Приложение 9)

· Упражнение: круг предложений с одним из участников (10 мин.) (Приложение 9)

· Вопросы участников по всему курсу (30 мин.)

· Обратная связь участников ведущим (10 мин.)

· Завершающий круг (10 мин.)

Пособия:

·      Приложение 1: Особенности детского развития на разных стадиях

·      Приложение 2: Особенности воспитания на разных стадиях детского развития

·      Приложение 8: Анкета на проблемные возраста развития

·      Приложение 9: Руководство по проведению “круга предложений”

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате применения программы могут быть достигнуты:

·Профилактика психосоциальных проблем подростков и взрослых, таких как антисоциальное поведение, алкоголизм, наркомания.

·Улучшение психологического климата в семье и воспитательном учреждении.

·Формирование мотивации на успех и самоуважения у детей и подростков.

Программа показала положительные результаты при работе с группами родителей и воспитателями на базе ДОУ 64 Калининского района С-Петербурга.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. под общ. ред. М.С.Мацковского, М., 1988

2.Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб., 1996

3.P. Levin. Becoming the Way We Are, 1988

4.J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair, 1998

5.J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again, 1998

6.WE. Newsletter for nurturing support groups. April, 1986

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гусаковский Владимир Евгеньевич, психолог, к.ф.-м.н., сертифицированный транзактный аналитик (СТА), предварительный тренер и супервизор (PTSTA) Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (ЕАТА). Доцент кафедры педагогики и психологии С-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.

Адрес: 189620, С-Петербург, Пушкин, Привокзальная пл., д.2, кв.75. Тел.: (812) 470-58-76

Палагин Александр Владимирович, психолог 29 детской поликлиники ТМО17 Калининского района С-Петербурга.

Адрес: 195276, С-Петербург, ул. Демьяна Бедного, д.28, к.3, кв.12. Тел.: (812) 559-09-67


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ

 

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

 

На первой стадии ребенок  принимает решение жить, процветать, доверять людям, звать на помощь, когда ему что-то нужно, ожидать. что его потребности будут удовлетворены, радоваться. Эти решения важно поддерживать и усиливать на протяжении всей жизни.

 

1. Задачи ребенка (задачи развития)

·      Звать на помощь, когда ему что-то нужно

·      Кричать или как-то иначе сигнализировать о потребностях

·      Получать физический контакт

·      Принимать заботу

·      Образовывать эмоциональную связь, научиться доверять заботливым взрослым и себе

·      Принять решение жить, существовать

2. Типичное поведение ребенка

·      Кричит или издает звуки, чтобы узнали о его потребностях

·      Ласкается

·      Издает много звуков

·      Смотрит и реагирует на лица, особенно на глаза

·      Подражает

 

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

 

Это время, когда ребенок решает, что можно доверять другим, что исследовать мир безопасно и интересно, что можно доверять своим ощущениям, осознавать свои знания, быть творческим и активным и получать поддержку, делая все это.

 

1. Задачи ребенка (задачи развития)

·      Исследовать и ощущать окружающий мир

·      Развивать чувственное восприятие, используя все органы чувств

·      Сигнализировать о своих потребностях; доверять другим и себе

·      Продолжать формировать надежную привязанность к родителям

·      Получать помощь в трудное время

·      Понять, что есть выбор, и что не все проблемы легко разрешимы

·      Развивать инициативу

·      Продолжать решать задачи развития предыдущей стадии

2. Типичное поведение ребенка

·      Использует все органы чувств, исследуя окружающий мир

·      Проявляет любопытство

·      Легко отвлекается

·      Хочет самостоятельности, но с возможностью позвать воспитателя, когда ему нужно

·      Начинает играть в “пирожки” и “ку-ку”

·      Начинает использовать слова в середине и конце стадии

 

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

 

Чтобы отделиться от родителей, дети должны научиться думать и решать проблемы. Также важно, чтобы они научились выражать чувства и справляться с ними.

 

1. Задачи ребенка (задачи развития)

·      Развить способности самостоятельного мышления

·      Проверять реальность, сталкиваясь с ограничениями и противодействием других людей

·      Научиться причинно-следственному мышлению и решению проблем на его основе

·      Начинать выполнять простые команды для обеспечения безопасности: остановись, подойди ко мне, стой на месте, иди туда

·      Выражать гнев и другие чувства

·      Отделяться от родителей, не теряя их любви

·      Начинать отказываться от представления. что он - центр вселенной

·      Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

2. Типичное поведение ребенка

·      Начинает развивать причинно-следственное мышление

·      Начинает играть “около” других детей, но еще не с ними

·      Начинает быть аккуратным, иногда даже навязчиво

·      Иногда выполняет простые команды, иногда сопротивляется

·      Ведет себя вызывающе: “Нет, не буду, и ты меня не заставишь”

·      Может пытаться устраивать вспышки гнева (истерики)

 

СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

 

Задачи этой стадии - установить идентичность собственной личности, обучиться необходимым в обществе навыкам и выяснить роли и власть в отношениях с другими.

 

1. Задачи ребенка (задачи развития)

·      Утверждать себя как отдельную личность

·      Собирать информацию о мире, о самом себе, о своем теле, о своей роли. связанной с полом

·      Понять, что поведение имеет последствия

·      Исследовать свое влияние на других и свое место в группе

·      Научиться проявлять силу, чтобы повлиять на взаимоотношения

·      Научиться приемлемому в обществе поведению

·      Отделять фантазии от реальности

·      Понять над чем он имеет власть и над чем не имеет

·      Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

2. Типичное поведение ребенка

·      Устраивает игры - фантазии, возможно с воображаемыми партнерами

·      Собирает информацию: как, почему, когда, как долго и т.д.

·      Пробует различные роли в ролевых играх

·      Начинает учиться отношениям власти, наблюдая и устраивая борьбу за власть

·      Предпринимает действия для определения роли, связанной с полом

·      Начинает совместные игры

·      Учится приемлемому в обществе поведению

·      Начинает интересоваться играми по правилам

 

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

 

В течение этой стадии дети узнают больше о структуре и вырабатывают свою собственную внутреннюю структуру. Это включает понимание необходимости правил, свободы, которую дают полезные правила, и адекватности правил. Важна проверка ценностей, на которых основаны правила. Другая главная задача этой стадии - приобретение навыков во многих областях.

 

1. Задачи ребенка (задачи развития)

·      Обучаться навыкам, учиться на ошибках и решить быть успешным

·      Учиться слушать, чтобы получать информацию, и думать об услышанном

·      Думать и действовать

·      Думать о своих желаниях и потребностях

·      Выяснять правила в семье и узнавать о правилах вне семьи

·      Понимать адекватность правил

·      Испытывать последствия нарушения правил

·      Не соглашаться с другими и при этом оставаться любимым

·      Проверять идеалы и ценности и узнавать о вариантах ценностей вне семьи

·      Развивать внутренний контроль

·      Понять за что отвечает он, а за что - другие

·      Понять, когда надо убегать, когда плыть по течению, а когда твердо стоять на своем

·      Развивать способности к кооперации

·      Проверять свои способности, сравнивая со способностями других

·      Идентифицироваться с собственным полом

·      Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

2. Типичное поведение ребенка

·      Задает вопросы и собирает информацию

·      Учится и осваивает новые навыки

·      Входит в группу одного с ним пола

·      Сравнивает правила, проверяет границы, не соглашается, устанавливает свои правила, нарушает и испытывает последствия нарушения правил

·      Бросает вызов родительским ценностям, спорит и доказывает

·      Может быть открытым и сочувствующим, сварливым или погруженным в себя, а также переходить  от одного состояния к другому

 

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

 

Задачи этой стадии связаны с определением собственной идентичности, отделением от родителей, сексуальностью и ростом компетентности.

1. Задачи подростка (задачи развития)

·      Сделать дальнейшие шаги к независимости

·      Достигнуть большего эмоционального отделения от семьи

·      Постепенно сформироваться в отдельную, независимую личность с собственной идентичностью и ценностями

·      Быть компетентным и отвечать за собственные потребности, чувства и поведение

·      Связать сексуальность с задачами развития ранних стадий

2. Типичное поведение подростка

Подростки предпринимают часть действий для своей идентификации и отделения, повторяя задачи предыдущих стадий - существования, действий, мышления, идентичности и силы, структуры - с новой информацией и иногда со смущающим давлением их проявляющейся сексуальности. Следовательно, подростки могу вести себя очень по-взрослому в одних ситуациях и незрело в других. Возраста, которые они обычно повторяют, следующие:

Начало созревания, приблизительно около 13 лет - повторение стадий существования и действий (исследований) в младенчестве:

·      Иногда ведут себя независимо, а иногда хотят, чтобы их кормили и о них заботились

·      Исследуют новое, не обязательно заботясь о соответствии стандартам и завершении дел

В 14 лет повторяют двухлетний возраст с поисками независимости мышления:

·      Иногда логичны и компетентны наряду с приступами бунтующего поведения

В возрасте 15-17 лет повторяют возраста с 3 до 5 лет с поисками идентичности и силы:

·      Задают вопросы “зачем” и “почему”. Идентифицируются с новыми ролями в отношениях со своим и противоположным полом, со сверстниками и взрослыми. Учатся решать сложные проблемы

В возрасте от 16 до 19 лет повторяют возраста от 6 до 12 с поисками структуры:

·      Ведут себя ответственно и по-взрослому с внезапными кратковременными возвратами к поведению по проверке правил

·      Могут нарушать правила как часть процесса отделения от родителей

Литература:  J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again, 1998
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

 

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

 

Полезное поведение родителей

·      Поддерживать детей в выполнении задач развития

·      Обеспечивать любящую, последовательную заботу

·      Реагировать на потребности ребенка

·      Думать за ребенка

·      Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления

·      Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок

·      Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему

·      Искать помощь, когда не уверены, как заботься о ребенке

·      Быть надежным и заслуживающим доверия

·      Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых

Вредное поведение родителей

·      Не реагировать на зов ребенка

·      Не прикасаться и не держать на руках достаточное время

·      Реагировать сурово, гневно, возбужденно

·      Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден

·      Наказывать ребенка

·      Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку

·      Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер

·      Критиковать ребенка за что-либо

·      Игнорировать ребенка

 

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

 

Полезное поведение родителей

·      Поддерживать детей в выполнении задач развития

·      Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей

·      Защищать ребенка от повреждений

·      Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями

·      Говорить по два “да” на каждое “нет”

·      Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в “ку-ку” и пирожки, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)

·      Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно

·      Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”

·      Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”

·      Повторять звуки, которые издает ребенок

·      Много говорить ребенку

·      Реагировать, когда ребенок затевает игру

·      Заботиться о собственных потребностях

Вредное поведение родителей

·      Не обеспечивать защиту ребенка

·      Ограничивать подвижность ребенка

·      Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще

·      Ругать или наказывать

·      Ожидать, что ребенок не будет трогать “ценные” вещи

·      Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок

·      Игнорировать ребенка

 

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

 

Полезное поведение родителей

·      Поддерживать детей в выполнении задач развития

·      Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту

·      Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому

·      Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения

·      Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань)

·      Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением

·      Радоваться способности детей думать

·      Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка

·      Поощрять причинно-следственное мышление

·      Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.

·      Позволять детям выражать как позитивные. так и негативные чувства

·      Учить как выражать чувства иначе, чем ударив кого-либо или что-либо

·      Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью

·      Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей

·      Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией

·      Говорить как что называется

·      Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват

·      Относиться к ребенку как к “удивительному двухлетке”

·      Заботиться о собственных потребностях

Вредное поведение родителей

·      Говорить слишком много “не делай” и недостаточно “делай”

·      Втягиваться в борьбу за власть с ребенком

·      Считать, что будут хорошими родителями, если у них ребенок послушный

·      Относиться к ребенку как к “ужасному двухлетке”

·      Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей

·      Ожидать слишком многого от детей

·      Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть “около” других

·      Не наказывать за недумание

·      Стыдить и игнорировать ребенка

 

СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

 

Полезное поведение родителей

·      Поддерживать детей в выполнении задач развития

·      Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту

·      Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств

·      Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши

·      Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением

·      Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию

·      Отвечать на вопросы

·      Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка

·      Использовать такой язык, чтобы было ясно кто за что отвечает

·      Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности

·      Хвалить за хорошее поведение

·      Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками

·      Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе

·      Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления

Вредное поведение родителей

·      Дразнить

·      Проявлять непоследовательность

·      Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно

·      Не желать отвечать на вопросы

·      Высмеивать ролевые игры или фантазии

·      Реагировать на фантазии ребенка как на реальность

·      Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка

·      Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже

·      Игнорировать ребенка

 

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

 

Полезное поведение родителей

·      Поддерживать детей в выполнении задач развития

·      Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту

·      Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов

·      Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по своему

·      Давать много поощрений при обучении новому

·      Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом

·      Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление

·      Не соглашаться с искажениями действительности

·      Быть четким относительно того, кто за что отвечает

·      Поощрять способности ребенка думать логично и творчески

·      Предлагать способы решения проблем

·      Обсуждать с ребенком как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своем

·      Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила

·      Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий

·      Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с Вами

·      Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать Вам о них

·      Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребенок рос слишком быстро

·      Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства

·      Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее, возможно ближе к юности, того, кто послужит образцом для подражания

Вредное поведение родителей

·      Быть непоследовательным в поддержании правил

·      Настаивать на совершенстве

·      Ожидать, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций. помощи и стандартов

·      Заполнять все время ребенка уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил

·      Потворствовать ребенку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи

·      Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время

·      Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их

·      Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности

·      Игнорировать ребенка

 

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

Полезное поведение родителей

·      Поддерживать подростков в выполнении задач развития

·      Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту

·      Принимать все чувства подростков и говорить как это было, когда у Вас появились сексуальные чувства

·      Конфронтировать неприемлемому поведению

·      Ясно выражать свою позицию относительно наркотиков и сексуального поведения

·      Не соглашаться с искажениями действительности

·      Определять способы, которыми подросток отделяется от семьи и поощрять те из них, которые поддерживают его и являются независимыми

·      Понимать и поощрять проработку задач ранних стадий развития

·      Радоваться и приветствовать взросление подростка

·      Поощрять растущую независимость, принимать ту идентичность, которую приобретает подросток и стремиться, чтобы подросток был честен перед собой и осваивал приемлемое в обществе поведение. Это может отличаться от ожиданий и мечтаний, которые родители имеют по отношению к ребенку

·      Участвовать в общественных мероприятиях по поддержанию безопасности в школе и на улице

Вредное поведение родителей

·      Не откликаться на потребности, не проявлять заботу

·      Удерживаться от заботливых прикосновений

·      Реагировать сексуально на сексуальное созревание подростка

·      Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их, проявлять непоследовательность в поддержании правил или отказываться обсуждать правила

·      Не ожидать, что подростки будут думать и решать проблемы

·      Грубо шутить о сексуальности, интересах, фантазиях, мечтах, внешности или друзьях

·      Не препятствовать деструктивному или саморазрушающему поведению - от наркотиков до ограниченных друзей и интересов

·      Пытаться удерживать ребенка от отделения

·      Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время

·      Игнорировать ребенка

 

Литература:  J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again, 1998
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Это представления о том, что делает хорошая мама и хороший папа, собранные у участников нескольких семейных групп. Отредактируйте этот список, добавляя собственные положения, оставляя те, с которыми Вы согласны, вычеркивая или исправляя те, с которыми Вы не согласны. Обсудите получившиеся списки в группах по 4-6 человек и составьте общий список для группы.

 


ХОРОШАЯ МАМА...

 

- не имеет детей, которые несносно ведут себя в магазине

- заботится о своих детях

- содержит дом в чистоте все время

- готовит для семьи

- не курит

- думает в первую очередь о детях

- нежная, теплая, заботливая

- права

- доедает остатки

- готовит = любит

- не кричит на детей

- угождает отцу

- любит сначала отца. потом детей

- много поет

- не пьет вина

- пассивна и всегда послушна мужу

- добродетельна, религиозна

- сопровождает детей в поездках

- учит детей

- много страдает

- много работает

- жертвует собой

- обеспечивает мир в семье

- справедлива

- шлепает капризных детей

- участвует в общественной жизни

- любит свою семью

- строгая

- много работает и мало получает

- всегда экономит

- всех объединяет

- на месте, когда с детьми что-то случилось

- жертвует карьерой ради семьи

- сильная

- плачет только ночью в подушку

- встает вместе с семьей и готовит завтрак

- находится дома с детьми достаточное время, чтобы слушать их и влиять на их жизнь

- из счастливого замужества

- заменяет родителей другим детям, кому нужна забота

- поддерживает мужа и действует с ним заодно, не имеет разногласий

- заботится о детях, чтобы они не беспокоили отца

- принимает гостей. когда отец хочет этого

-         всегда усталая
ХОРОШИЙ ПАПА...

-          

- помогает детям научиться ездить на велосипеде

- не занимается домашними делами

- составляет планы

- говорит: "не клади локти на стол"

- читает сказки

- много работает

- пьет с друзьями

- держит комнату в чистоте

- говорит: "не ешь грязь"

- говорит: "если я сказал нет - значит нет"

- зарабатывает деньги, чтобы кормить семью

- любит

- объясняет и объясняет

- ходит в церковь и воскресную школу

- много времени проводит в мастерской

- учит детей не ковырять в носу

- помогает делать уроки

- жертвует на благотворительные цели

- много времени отсутствует дома

- устает от работы

- все чинит

- ценит себя

- хорошо слушает

- читает газету каждое утро

- говорит мне, что я хорошо рисую, пою, танцую

- защищает меня

- разрешает моим друзьям прийти поиграть

- берет семью в путешествия

- не прикасается к детям, оставляет это маме

- любит меня все время

- берет меня на рыбалку

- шлепает

- спокойный, не говорит много

- уважает традиции

- помогает мне

- беспокоится о других людях

- проводит время с детьми

- очень придирчив

- зарабатывает на жизнь

- сильный и молчаливый

- обнимает меня

- наказывает детей, когда придет с работы

- не уходит от меня

- устанавливает для меня правила

- говорит что я сделал хорошо, когда я это сделал

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература: J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair, 1998


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

·      Я рад, что ты живешь

·      Ты принадлежишь этому миру

·      Твои потребности важны для меня

·      Я рад, что ты - это ты

·      Ты можешь расти в своем темпе

·      Ты можешь чувствовать все свои чувства

·      Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе

 

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

·      Ты можешь исследовать и экспериментировать, а я буду поддерживать и защищать тебя

·      Ты можешь использовать все свои чувства, чтобы исследовать мир

·      Ты можешь делать что-нибудь столько, сколько тебе нужно

·      Ты можешь знать, что ты знаешь

·      Ты можешь интересоваться всем

·      Мне нравится, как ты проявляешь инициативу, растешь и учишься

·      Я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен

 

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

·      Я рад, что ты начинаешь думать сам

·      Ты можешь сердиться, и я не позволю тебе ранить себя или других

·      Ты можешь говорить нет и проверять границы столько, сколько тебе нужно

·      Ты можешь учиться думать за себя, и я буду думать за себя

·      Ты можешь думать и чувствовать одновременно

·      Ты можешь знать, что тебе нужно и просить о помощи

·      Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать тебя любить

 


СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

·      Ты можешь исследовать кто ты и кто - другие люди

·      Ты можешь быть сильным и в то же время просить о помощи

·      Ты можешь попробовать разные роли и способы как быть сильным

·      Ты можешь понять результаты своего поведения

·      Все твои чувства приемлемы для меня

·      Ты можешь понять, где фантазия и где реальность

·      Я люблю тебя таким, какой ты есть

 

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

·      Ты можешь подумать прежде чем сказать да или нет и учиться на своих ошибках

·      Ты можешь доверять своей интуиции, чтобы решить что делать

·      Ты можешь найти тот способ что-то делать, который годится для тебя

·      Ты можешь научиться правилам, которые помогут тебе жить с другими

·      Ты можешь научиться, когда и как не соглашаться

·      Ты можешь думать за себя и получать помощь вместо того, чтобы быть несчастным

·      Я люблю тебя, даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой

 

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

·      Ты можешь знать - кто ты и учиться навыкам независимости

·      Ты можешь понять разницу между сексом и заботой и отвечать за свои потребности, чувства и поведение

·      Ты можешь развивать собственные интересы, представления и взаимоотношения

·      Ты можешь научиться использовать старые навыки по-новому

·      Ты можешь становиться все более мужественным или женственной и все же иногда быть зависимым

·      Я буду рад увидеть тебя взрослым

·      Моя любовь всегда с тобой, я доверяю тебе просить моей поддержки

 

Литература:  J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again, 1998


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

 


ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ

Стадия существования (от 0 до 6 месяцев):

Крайнее истощение (умирание)

Депрессия, пассивность

Проблемы с кормлением

Колики, инфекции, постоянный крик

Отставание в развитии

Отказ от контакта

Проблемы со стулом (дефекацией)

 

Стадия  действий (от 6 до 18 месяцев):

Пассивность, зависимость

Неинициативность, отказ исследовать мир

Тревожность, ребенок легко может

заплакать

Легкость причинения себе вреда

Плохая координация мышц

Медленное обучение

Гиперактивность, астма, аллергия

 

Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет):

Раздражительность, требовательность

Выход из-под контроля, ребенок бьет, кусается

Отстраненность, тревожность

Сверхадаптивность, пассивность

Сдерживание стула, гнева, дыхания

Избалованность


ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

 

Проблемы с деньгами, вещами, работой

Чувство "мне всегда недостаточно"

Страх отделения, неожиданных перемен

Раздражительность, нервозность

Трудности доверять другим

Полнота, ожирение, отказ от еды, инфекции

Проблемы с наркотиками, суецидность

 

 

Дискомфорт, когда надо позаботиться о себе

Неосознавание тела или чувств, частые травмы

Сверхадаптивность, безжизненность, вялость

Трудности мотивации, быстро все наскучивает,

Решение проблем "борясь" или "убегая"

Использование страха, чтобы скрыть гнев

Гиперактивность, мигрени, навязчивости

 

Нерешительность: "Я не могу"

Игнорирование чувств других людей

Использование гнева, чтобы скрыть другие чувства

Контроль себя и других, оппозиционность

Проблемы с кишечником, напряженная шея, зажатые сфинктры, проблемы с оргазмом


ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ

Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет):

Чрезмерный страх, тревожность

Социально неприемлемое поведение

Ритуалы вокруг пищи

Ночное недержание мочи, кошмары Сверхадаптивность

Проблемы с обучением

Застенчивость, угрозы или агрессивность

Игнорирование своих чувств и потребностей

 

Стадия структуры (от 6 до 12 лет):

Тревога при выступлениях и соревнованиях

Психологические игры, чтобы утвердить себя

Проблемы с поведением в школе

Безответственность, ложь, воровство

Незавершение дел

Излишний бунт, издевательство, хныканье

Головные боли, нервозный живот, язвы

 

Стадия идентификации, сексуальности и отделения  (от 12 до 18 лет):

Отставание в половом и физическом развитии

Депрессивность, склонность к суециду

Недостаток внутреннего контроля

Скрывание чувств под возбуждением, сексом, гневом, страхом

Зависимость от наркотиков, секса, сверстников

Плохая гигиена


ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

 

Мечты о Санта Клаусе: "Надеюсь...", "Хотел бы я....", "Когда все будет хорошо..."

Страхи: "Мне нельзя", "Я не должен"

Манипуляция другими, чтобы они взяли ответственность, соблазнение

Проблемы с идентификацией пола

Проблемы с обменом веществ и кровообращением, боли в груди, учащенное сердцебиение, судороги

 

Принижение себя, если не первый

Негибкая система ценностей, ригидность

Проблемы с мотивацией, чувство вины

Игнорирование чувств, чтобы сделать дело

Незавершение дел, действование, не думая

Спешка, угождение, чтобы все было идеально

Язвы, высокое давление, головные боли, судороги

 

 

Зависимость от  других в удовлетворении потребностей

Чрезмерный бунт или зависимость

Отсутствие интимных взаимоотношений

Сексуальные игры, сексуальные проблемы

Невыражение потребностей прямо

Потребность быть "выше", мстительность

Литература:

P. Levin. Becoming the Way We Are, 1988


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

4 СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ

В каждой ситуации, которая предполагает воспитание, поддержку и совет, есть 4 способа реагирования. Заботливый и структурирующий (защищающий) способы поддерживают позитивную самооценку. Потворствующий и критикующий способы снижают самооценку. Запишите для каждой ситуации реакции заботливого, структурирующего, потворствующего и критикующего родителя. Почувствуйте позитивные и негативные последствия каждого.

ЗАБОТЛИВЫЙ

Мягкий, поддерживающий, заботливый. Поддерживает человека в удовлетворении своих потребностей. Предлагает помощь. Дает разрешение быть успешным.

ПОТВОРСТВУЮЩИЙ

Выглядит поддерживающим, но провоцирует зависимость, предполагает, что человек потерпит неудачу, отвергает.

СТРУКТУРИРУЮЩИЙ

Устанавливает границы, защищает, действует уверенно, требует выполнения, защищает мораль и традиции. Показывает как добиться успеха.

КРИТИКУЮЩИЙ

Высмеивает, унижает. показывает каким способом потерпеть неудачу, отвергает.

 

ПРИМЕР:

СИТУАЦИЯ: Одиннадцатилетняя девочка говорит: ”Я хочу переночевать у моей подруги. Ее родителей не будет дома, но ее шестнадцатилетний брат будет там”.

ЗАБОТЛИВЫЙ

Я понимаю, что ты хочешь поиграть со своей подругой. Она может прийти и переночевать у нас.

ПОТВОРСТВУЮЩИЙ

Я не думаю, что тебе стоит это делать, но я надеюсь, что в этот раз все будет хорошо.

СТРУКТУРИРУЮЩИЙ

Нет, ты сможешь переночевать у своей подруги только когда ее родители будут дома.

КРИТИКУЮЩИЙ

Конечно нет! Что о нас люди подумают, что мы за родители? Ты знаешь, что у шестнадцатилетних мальчиков на уме?

Литература:  J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair, 1998


СИТУАЦИЯ:________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

ЗАБОТЛИВЫЙ

Мягкий, поддерживающий, заботливый. Поддерживает человека в удовлетворении своих потребностей. Предлагает помощь. Дает разрешение быть успешным.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОТВОРСТВУЮЩИЙ

Выглядит поддерживающим, но провоцирует зависимость, предполагает, что человек потерпит неудачу, отвергает.

СТРУКТУРИРУЮЩИЙ

Устанавливает границы, защищает, действует уверенно, требует выполнения, защищает мораль и традиции. Показывает как добиться успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТИКУЮЩИЙ

Высмеивает, унижает. показывает каким способом потерпеть неудачу, отвергает.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

Эти послания особенно важны от рождения до шести месяцев, в раннем подростковом возрасте, для людей больных, усталых, пострадавших и ранимых, а также для всех остальных.

ПРИМЕРЫ:

 

НОВОРОЖДЕННОМУ                   ПОДРОСТКУ 12 ЛЕТ                 ВЗРОСЛОМУ

ты имеешь полное право быть здесь

Доброе утро, Петя. Как хорошо, что ты у нас есть!

Привет! (с объятием)

Рад тебя видеть, здравствуй!

 

твои потребности важны для меня

О, ты снова голоден. Сейчас тебя покормлю.

Я готов тебе помочь.

Ты горюешь, что твой отец умер. Я сочувствую и готов тебе помочь.

 

я рад, что ты мальчик/девочка

Я так и надеялся, Петя, что ты будешь мальчиком.

Ты меняешься. Мне нравится как ты выглядишь.

В этом платье ты выглядишь очень женственно.

 

тебе не нужно спешить (спешить расти)

Ничего, ты будешь сидеть сам, когда будешь готов.

Конечно, я помогу тебе сложить одежду.

Ты можешь это делать просто для удовольствия, не спеши!

 

мне нравится держать (обнимать и т.д.) тебя

Мне нравится держать тебя на руках, Петя

Давай пообнимаемся!

Хочешь, помассирую тебе спину?


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Следуя руководству для других и для себя, заполните этот лист

 

Когда даете другому:

·      подумайте о человеке, которому Вы хотите послать поддержку; он может быть любого возраста

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите дать его этому человеку (слова, прикосновения, внимание)

·      представьте этого человека уже получившим Ваше послание

 

Когда даете себе:

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите его слышать

·      напишите имена тех, от кого Вы это хотите услышать (по крайней мере троих)

·      получите послание в таком виде, который конструктивен для Вас и для других людей

·      давайте послания себе, даже если поначалу не верите им

·      представьте себя уже получившим это послание

 

ты имеешь полное право быть здесь

 

 

 твои потребности важны для меня

 

 

я рад, что ты мальчик/девочка

 

 

тебе не нужно спешить (спешить расти)

 

 

мне нравится держать (обнимать и т.д.) тебя


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ

 

Эти послания особенно важны от 6 до 18 месяцев, для 13-14 летних, для людей начинающих новую работу или вступающих в новые взаимоотношения, для людей начинающих осваивать новые навыки, а также для всех остальных.

 

ПРИМЕРЫ:

 

РЕБЕНКУ 6-18 МЕСЯЦЕВ            ПОДРОСТКУ 13-14 ЛЕТ                            ВЗРОСЛОМУ

тебе не нужно хитрить (быть находчивым, остроумным. глупым, больным, счастливым, упрямым, хрупким, занятым), чтобы получить поддержку

Что ты делаешь, Саша? О, это очень интересно!

Ты, конечно, сдашь экзамен! И помни - я тебя люблю какая бы ни была оценка.

Тебе не нужно так уставать. чтобы о тебе позаботились; я могу тебе помочь!

 

можно действовать(пробовать, проявлять инициативу, быть любопытным, инициативным) и получать поддержку и защиту в то же время

Привет, Саша! Куда это ты идешь с этим большим ведром воды? Давай я помогу вынести его на улицу!

Я знаю, что это страшно пойти помогать в больнице, но я думаю, что это хорошее дело. Я помогу, чем смогу.

Ты можешь пойти на эти вечерние занятия. Я помогу тебе с работой по дому.


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ

Следуя руководству для других и для себя, заполните этот лист

 

Когда даете другому:

·      подумайте о человеке, которому Вы хотите послать поддержку; он может быть любого возраста

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите дать его этому человеку (слова, прикосновения, внимание)

·      представьте этого человека уже получившим Ваше послание

 

Когда даете себе:

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите его слышать

·      напишите имена тех, от кого Вы это хотите услышать (по крайней мере троих)

·      получите послание в таком виде, который конструктивен для Вас и для других людей

·      давайте послания себе, даже если поначалу не верите им

·      представьте себя уже получившим это послание

 

тебе не нужно хитрить (быть находчивым, остроумным. глупым, больным, счастливым, упрямым, хрупким, занятым), чтобы получить поддержку

 

 

 

 

 

можно действовать(пробовать, проявлять инициативу, быть любопытным, инициативным) и получать поддержку и защиту в то же время


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ МЫШЛЕНИЯ

 

Эти послания особенно важны для детей от 18 месяцев до 3 лет, для среднего подросткового возраста, а также для всех остальных.

 

ПРИМЕРЫ:

РЕБЕНКУ 18 МЕС - 3 ЛЕТ            ПОДРОСТКУ 15-16 ЛЕТ                            ВЗРОСЛОМУ

я рад, что ты растешь

О, тебе нужны новые ботинки - ты вырос!

Ты выглядишь очень взрослой в этом новом платье!

Ты можешь начать новую карьеру сейчас! (от себя)

я не боюсь твоего гнева

Ты выглядишь сердитым! Я готов тебе помочь.

Для меня нормально, когда ты сердишься.

Слушай и не меняй тему пока я не договорю! (от супруга)

ты можешь думать о своих чувствах

Сердиться это нормально, но я не разрешу тебе бить Мишу.

Когда ты сердишься, тебе не нужно быть беспомощной. Думай!

Мне тоже страшно. Давай подумаем, что мы можем сделать. (от учителя детей)

тебе не нужно заботиться обо мне думая за меня

Ты можешь делать умные вещи, когда ты захочешь - я горжусь тобой все равно.

Ты не обязана получать хорошие оценки только, чтобы твои родители выглядели хорошо

Твой успех и мое самоуважение - это разные вещи. (от супруга)

ты можешь знать что ты хочешь и что тебе нужно и думать

Скажи мне, когда тебе что-нибудь будет нужно.

Подумай, что тебе нужно и скажи мне.

Я могу научиться тому, что мне нужно, даже, если другие считают, что это ни к чему. (от себя)


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ МЫШЛЕНИЯ

Следуя руководству для других и для себя, заполните этот лист

 

Когда даете другому:

·      подумайте о человеке, которому Вы хотите послать поддержку; он может быть любого возраста

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите дать его этому человеку (слова, прикосновения, внимание)

·      представьте этого человека уже получившим Ваше послание

 

Когда даете себе:

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите его слышать

·      напишите имена тех, от кого Вы это хотите услышать (по крайней мере троих)

·      получите послание в таком виде, который конструктивен для Вас и для других людей

·      давайте послания себе, даже если поначалу не верите им

·      представьте себя уже получившим это послание

 

я рад, что ты растешь

 

 

я не боюсь твоего гнева

 

 

ты можешь думать о своих чувствах

 

 

тебе не нужно заботиться обо мне думая за меня

 

 

ты можешь знать что ты хочешь и что тебе нужно и думать


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

 

Эти послания особенно важны для детей от 3 до 6 лет, для подростков, для людей решившихся быть самими собой и просить прямо то. что им нужно, для людей, отказывающихся от устаревшего и неадекватного образа жизни, отказывающихся от костылей и осваивающих более здоровый образ жизни, а также для всех остальных.

 

ПРИМЕР:

РЕБЕНКУ 3-6 ЛЕТ                 ПОДРОСТКУ 16-17 ЛЕТ                 ВЗРОСЛОМУ

ты можешь быть сильным и в то же время нуждаться в поддержке

Я вижу, что ты пробуешь делать много нового. Я здесь, если я тебе буду нужен.

Если ты просишь то, что тебе нужно, ты становишься более независимым, а не менее.

Я могу конкурировать на работе и все же иногда просить, чтобы меня поддержали. (от себя)

 

тебе не нужно быть испуганным, больным, грустным, или сердитым, чтобы о тебе позаботились

Если ты кончишь хныкать и скажешь, что тебе нужно, я помогу тебе.

Сегодня важная игра, а ты опять заболел. Ты можешь найти лучший способ, чтобы тебя заметили, чем болеть.

Я могу понять, когда я устал, и отдохнуть до того, как заболею! (от себя)

 

ты можешь выражать свои чувства прямо

Ты можешь сказать мне, что ты чувствуешь сейчас. Сердиться нормально.

Я лучше бы услышал, что ты чувствуешь, чем видел как ты дуешься.

Скажи мне, что ты чувствуешь сейчас; меня это не шокирует. (от друга)


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Следуя руководству для других и для себя, заполните этот лист

 

Когда даете другому:

·      подумайте о человеке, которому Вы хотите послать поддержку; он может быть любого возраста

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите дать его этому человеку (слова, прикосновения, внимание)

·      представьте этого человека уже получившим Ваше послание

 

Когда даете себе:

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите его слышать

·      напишите имена тех, от кого Вы это хотите услышать (по крайней мере троих)

·      получите послание в таком виде, который конструктивен для Вас и для других людей

·      давайте послания себе, даже если поначалу не верите им

·      представьте себя уже получившим это послание

 

ты можешь быть сильным и в то же время нуждаться в поддержке

 

 

 

 

тебе не нужно быть испуганным, больным, грустным, или сердитым, чтобы о тебе позаботились

 

 

 

 

ты можешь выражать свои чувства прямо


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СТРУКТУРЫ

 

Эти послания особенно важны для детей от 6 до 12 лет, для старшего подросткового возраста, для людей всех возрастов попадающих в новые общественные условия (организации, новый бизнес, группы, семьи, на пенсию), а также для всех остальных.

 

ПРИМЕР:

РЕБЕНКУ 6-12 ЛЕТ            ПОДРОСТКУ 17-20 ЛЕТ                 ВЗРОСЛОМУ

ты можешь подумать, прежде чем сделать это правило своим

Ты можешь решить, согласен ли ты с учителем. Следуй его правилам в школе, но ты не обязан делать это везде.

Будь собой! Посмотри годятся ли тебе ценности других людей.

Я не обязана соглашаться с супругом. Я могу не соглашаться, не пытаясь изменить его. (от себя)

ты можешь доверять своим чувствам, чтобы понять что делать

Когда ты не уверен, что делать, прислушайся к своим чувствам.

Подожди немного - ты поймешь что лучше всего сделать.

Ты пытался использовать логику. Теперь доверься своим чувствам. (от себя)

ты можешь делать это по-своему

Мне нравится, что у тебя свой собственный способ письма.

Мне нравится твой стиль!

Главное, чтобы работа была сделана! (от начальника)

ты можешь не соглашаться

Мне нравится, что у тебя свое мнение. Мы не всегда должны соглашаться.

Мы видим это по-разному.

Давай выслушаем разные мнение прежде чем решим что-нибудь. (от семьи)

тебе не нужно страдать, чтобы получить то, что тебе нужно

Я тебе приготовлю пирог. Ты не обязательно должен заболеть, чтобы я для тебя что-то приготовила.

Ты можешь найти новых друзей. Ты не обязан выносить оскорбления за то немногое хорошее, что ты получаешь от этого человека.

Тебе не нужно работать все время, чтобы порадовать нас. Мы тебя будем любить такой, какая ты есть. (от семьи)


ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СТРУКТУРЫ

Следуя руководству для других и для себя, заполните этот лист

 

Когда даете другому:

·      подумайте о человеке, которому Вы хотите послать поддержку; он может быть любого возраста

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите дать его этому человеку (слова, прикосновения, внимание)

·      представьте этого человека уже получившим Ваше послание

 

Когда даете себе:

·      перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите его слышать

·      напишите имена тех, от кого Вы это хотите услышать (по крайней мере троих)

·      получите послание в таком виде, который конструктивен для Вас и для других людей

·      давайте послания себе, даже если поначалу не верите им

·      представьте себя уже получившим это послание

 

ты можешь подумать, прежде чем сделать это правило своим

 

 

ты можешь доверять своим чувствам, чтобы понять что делать

 

 

ты можешь делать это по-своему

 

 

ты можешь не соглашаться

 

 

тебе не нужно страдать, чтобы получить то, что тебе нужно

 

 

Литература: J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair, 1998


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

АНКЕТА НА ПРОБЛЕМНЫЕ ВОЗРАСТА РАЗВИТИЯ

 

Ответьте на следующие вопросы. После того, как Вы прочитаете вопрос, остановитесь и прислушайтесь к своим чувствам. Ответьте "да" или "нет" на каждый вопрос.

 

Стадия от рождения до 6 месяцев:

    1.  Имеете ли Вы или имели в прошлом склонность к перееданию, алкоголю или наркотикам?

    2. Бывает ли так, что Вы не уверены в своей способности удовлетворять свои нужды?

    3. Находите ли Вы, что с трудом верите другим людям, так  что все время Вы должны их контролировать?

    4.  Игнорируете ли Вы физические нужды своего тела, например, едите, когда не голодны, или не осознаете, насколько Вы устали?

    5. Игнорируете ли Вы свои потребности в хорошем питании и физических упражнениях?

    6. Посещаете ли Вы врача и дантиста только в крайнем случае?

    7. Чувствуете ли Вы глубокий страх, что Вас покинут? Чувствуете ли Вы сейчас или когда-либо чувствовали отчаяние, когда любовная связь подошла к концу?

 

Стадии от 6 месяцев до 3 лет:

    1. Трудно ли Вам определить чего Вы хотите?

    2. Боитесь ли Вы познавать, когда попадаете в новое место?

    3.  В  сложных  ситуациях хочется ли Вам, чтобы кто-то указал Вам что делать?

    4. Бываете ли Вы чрезмерно беспокойным (волнующимся по пустякам)?

    5. Часто ли у Вас бывают конфликты с представителями власти?

    6. Боитесь ли Вы гнева людей? Своего гнева?

    7. Делаете ли Вы все возможное, чтобы избежать конфликта?

    8. Чувствуете ли Вы свою вину, когда отказываете кому-то?

    9. Часто ли Вы чрезмерно критичны по отношению к людям?

    10. Когда Вы достигаете успеха, трудно  ли  Вам  наслаждаться или поверить в свои достижения?

 

Стадия от 3 до 6 лет:

    1.  Испытываете  ли  Вы трудности в общении с близкими людьми (муж, жена, дети, начальник, друзья)?

    2. Контролируете ли Вы свои чувства в большинстве случаев?

    3. Трудно ли Вам выражать свои чувства?

    4. Верите ли Вы, что Вы ответственны за поведение  и  чувства других  людей? (Например, чувствуете ли Вы, что можете рассердить или обидеть человека?)

    5. Часто ли Вы принимаете неясные или  противоречивые  сведения, не спрашивая разъяснений?

    6.  Чувствуете ли Вы себя ответственным за проблемы брака или развода своих родителей?

 

Стадия от 6 до 12 лет:

    1. Часто ли Вы сравниваете себя с другими и находите себя хуже других?

    2. Хотелось бы Вам иметь больше друзей обоих полов?

    3. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе?

    4. Чувствуете ли Вы себя неудобно в составе группы?

    5.  Часто ли у Вас случаются конфликты с вашими сотрудниками? Членами вашей семьи?

    6. Гордитесь ли Вы тем, что строги и  точны,  когда  следуете законам?

    7. Часто ли Вы откладываете то, что нужно сделать?

    8. Трудно ли Вам довести дело до конца?

    9.  Боитесь ли Вы, что можете допустить ошибку? Чувствуете ли Вы унижение, когда Вас заставляют признать свои ошибки?

    10. Часто ли Вы сердитесь или критикуете других?

    11. Тратите ли Вы много времени на обдумывание и анализ того, что Вам кто-то сказал?

    12. Верите ли Вы, что все, что Вы ни делаете,  выполнено  недостаточно хорошо?

 

Стадия от 12 до 18 лет:

    1. Часто ли Вы находитесь в конфликте с представителями власти (начальством, милицией, другими официальными лицами)?

    2. Приходите ли Вы в ярость по поводу бессмысленности  правил и порядков, которые другие люди воспринимают как должное?

    3.  Когда Вы навещаете своих родителей, чувствуете ли Вы себя в роли послушного (или бунтующего) ребенка?

    4. Являетесь ли Вы мечтателем, предпочитающим  читать  романы или научную фантастику, а не активно действовать в жизни?

    5. Говорят ли Вам иногда люди, что Вам пора повзрослеть?

    6. Находите ли Вы, что Вам очень трудно высказывать свое мнение, когда оно противоречит общепринятым нормам?

    7.  Говорите ли Вы много о больших делах, которые Вы собираетесь осуществить в будущем и которые Вы никогда не исполните?

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитайте общее количество утвердительных ответов по каждому разделу. Если оно составляет не менее половины общего количества вопросов по соответствующему разделу, то возможно истоки Ваших проблем лежат в данном возрасте.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ “КРУГА ПРЕДЛОЖЕНИЙ”

 

Для ведущего:

· попросите людей сесть в круг

· попросите членов группы записать предложения для человека, просящего помощи

· попросите членов группы людей реагировать на запрос, давая свои лучшие предложения, или пропускать свою очередь, если они ничего связного не могут сказать

· попросите участников не комментировать предложения друг друга и останавливайте их, если они будут это делать

· предложите людям право пропустить свою очередь без необходимости давать объяснения

 

Для человека, просящего провести круг предложений:

· Сформулируйте проблему в виде ясного короткого утверждения

· Отвечайте на предложение каждого участника только “спасибо”

· Дома обдумайте предложения и действуйте

 

Для членов группы:

· Дайте один короткий качественный ответ или пропустите свою очередь

 

Литература: WE. Newsletter for nurturing support groups. April, 1986


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ

 

Ниже приведены примеры пяти способов выражения признания в общении с другими людьми. Просмотрите примеры и используйте приведенный бланк для записи способов, которыми Вы выражаете признание членам своей семьи. Отметьте то, что Вы делаете хорошо, и наметьте те изменения, которые Вы хотели бы сделать.

 

ПРИЗНАНИЕ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Признание за существование начинается с рождения и помогает жить людям всех возрастов

 


Утверждения

Я рад, что знаком с тобой

С тобой хорошо

Ты важен для меня

Ты особенный

Мне нравится (видеть, обнимать, держать на руках, качать, целовать) тебя

Я люблю тебя

Рад тебя видеть

Доброе утро!

Я рад провести этот (день, время, обед) с тобой

Я рад, что ты пришел

Я рад, что ты живешь в нашем доме

Мне нравится с тобой

Я рад сидеть с тобой рядом

Я рад, что мы (едем, идем, играем, работаем) вместе

Я думал о тебе эту неделю

Ты мне нравишься

Я рад, что ты в моем (доме, классе, группе, жизни)

Я думаю, что ты хороший парень

Я рад, что ты мой друг

Будешь играть со мной?

Спасибо, за то какой ты есть

 

Действия

Улыбка

Объятия, поглаживания, поцелуи (если приемлемо для человека)

Рукопожатие

Выслушивание человека

Рассказывание чего-то важного

Проведение времени с человеком

Установление контакта

Использование имени человека


ПРИЗНАНИЕ ЗА СДЕЛАННОЕ ХОРОШО

 

Признание за сделанное хорошо начинается с шести месяцев и поощряет людей всех возрастов делать хорошо

.


Утверждения

Отличная работа

Мне нравится как ты это сделал

Много лучше, продолжай так же

Мне нравится твоя прическа

Спасибо, что забрал бумаги

Ты хороший повар

Ты отличный плотник

О, ты быстро читаешь! Впечатляюще!

Изумительный рисунок!

Я удивлен твоим прогрессом

Ты самый быстрый бегун из тех, кого я знаю

Ты играешь отличную музыку

Отлично спланировано!


Ты великолепная (мама, папа, сын, дочь, учитель, работник...)

Мне нравится как ты владеешь голосом

Ты превосходно думаешь

Ты определенно умен

Спасибо за подарок

Мне нравится, как ты слушаешь

Я слышал, что ты сделал отличную работу. Поздравляю!

То, что ты сказал, очень интересно

Я ценю твою поддержку

Ты хороший товарищ

Ты навел меня на мысль

Ты знаешь как справляться с трудностями

Спасибо за терпение

Я горжусь как ты это сделал

Отличные результаты!



ПОСЛАНИЯ О СДЕЛАННОМ ПЛОХО

Послания о неправильных действиях должны даваться с 18 месяцев и поощрять людей всех возрастов делать лучше. Эти послания продолжаются всю жизнь.

"Ты важный человек - вот как ты можешь стать лучше!"

Послания о сделанном плохо часто звучат как обвинения. Примеры:

Ты забыл закрыть дверь...Ты снова опоздал...Ты выглядишь небрежно...Ты испачкал пол...Ты забыл мой день рождения...Ты не зарабатываешь достаточно денег...Ты слишком много тратишь...Не суй свой нос в мои дела...Неуклюжий! ЗДЕСЬ НЕТ САМОУВАЖЕНИЯ!

Послания о сделанном плохо могут способствовать самоуважению, если они уважают другого, показывают, что Вы достаточно о нем заботитесь, чтобы устанавливать границы, и призываете одерживать победы. Послания о том, что поведение должно быть изменено, даются с любовью: Не делай это...потому что ты важен. Или они даются уважительно: Не делай это...потому что это может повредить тебе или другому; ты можешь это сделать лучше. Или они даются так, что определяется, кто испытывает чувства: Не делай это...потому что мне это не нравится; делай вместо этого... Тон голоса должен быть уважительный или любящий, а не саркастический.

 

Утверждения

Меня раздражает, что ты опоздал. Ты важный член группы. Хочешь ли ты, чтобы мы перенесли время встречи на более позднее?

Не одевай эти штаны в школу; они грязные. Одень чистые.

Не приноси грязь на пол. Я только что вымыл пол и я сержусь, когда ты приносишь грязь. Вытри ее.

Когда ты забыл мой день рождения, я расстроился. Подаришь ли ты мне подарок на день рождения?

Не завали математику - ты не сможешь пересдавать летом, потому что мы поедем в путешествие. Учи каждый вечер по часу и сдай!

Когда ты перебиваешь, я путаюсь. Дай мне это сделать по-своему.

Это третья тарелка, которую ты разбил на этой неделе - ты наверное быстро растешь. Неси тарелки крайне осторожно, пока ты не привыкнешь к своему новому росту.


ПЛАСТИКОВОЕ ПРИЗНАНИЕ

 

Позитивное признание за существование и за действия может быть превращено в пластиковое, если его сказать саркастическим тоном, неискреннее, покровительственно или с преувеличением: Наша маленькая Маша самый великолепный маленький повар. Или оно может быть превращено в пластиковое с помощью негативных добавок: учитывая, что ты...;  не как обычно...; наконец...; но потом...; но тебе нужно...; если только...

Пластиковое признание не должно даваться ни в каком возрасте.

 

Утверждения

Что бы ни говорили, ты мне нравишься

Ты еще неплохо выглядишь для библиотекаря

Ты неплохо разбираешься в математике для девочки

Ты быстро бежишь для пожилого человека

Ты неплохо выглядишь для своего возраста

Ты хорошо выглядишь. Это было мое любимое платье

Ты неплохо готовишь для мужчины

Как тебе удалось стать таким умным?

Как получается, что ты всегда знаешь ответ?

О, ты никогда не делаешь ошибок!

Ты всегда все делаешь идеально!

Все к чему ты прикасаешься, становится прекрасным

Я знаю, что ты должна радоваться беременности, даже хотя ты и переваливаешься как гусыня.


ПОСЛАНИЯ “НЕ СУЩЕСТВУЙ” ИЛИ “НЕ БУДЬ СОБОЙ”

 

Послание “не существуй” не должно даваться ни в каком возрасте.

 

Утверждения

У меня никогда не было мигреней до того, как ты появился.

Если бы у меня не было детей, у меня было бы время для чтения.

Лучше бы ты не родился!

Твоим родителям стоило предохраняться.

Сгинь!

Сдохни!

Если бы ты не родился, я бы сделала карьеру.

Ты был ошибкой.

Мы планировали иметь троих детей, а потом ты появился.

Давай, играй с ножами!

Давай, играй на проезжей части!

Если бы я не вышла за тебя замуж, я бы жила счастливо.

Если увидишь аиста, хватай его; я хочу отослать этого ребенка обратно.

Спорю, твои родственники расстроятся, когда тебя увидят.

Уйди!

Опять ты здесь?

 

Действия

Постоянное игнорирование

Избиения

Действия и разговоры как будто бы ребенка здесь не было, когда он есть.

 

Литература: J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair, 1998


БЛАНК ПРИЗНАНИЯ

(ПРИМЕР)

 

Имя: Николай Петров

Дата: 31 мая 2000                                                                            Время: 9.00

 

 

“БУДЬ” (“Ты мне нравишься”)

Привет! Как поживаешь? Хочешь пойти со мной в магазин?

 

 

“ДЕЛАЙ” (“Мне нравится, что ты делаешь”)

Ты отлично выполол сорняки, сад выглядит лучше. Спасибо за твое письмо!

 

 

“НЕ ДЕЛАЙ” (“Мне не нравится, что ты делаешь”)

Ты не закончил работу по саду! После того, как ты закончишь, пожалуйста вымой и убери инструменты.

 

ПЛАСТИКОВОЕ (“Ты неплохо думаешь для девочки”)

Ты должно быть лучший футболист в мире! (Глобально, изменить на: “С тобой здорово играть в футбол”)

 

“НЕ СУЩЕСТВУЙ” (“Не хочу, чтобы ты был здесь”)

Опять ты! Что тебе надо? (Убрать, заменить на: “Поиграй немножко сам”)

 


БЛАНК ПРИЗНАНИЯ

Имя

Дата                                                                           Время

 

“БУДЬ” (“Ты мне нравишься”)

 

 

 

 

“ДЕЛАЙ” (“Мне нравится, что ты делаешь”)

 

 

 

 

“НЕ ДЕЛАЙ” (“Мне не нравится, что ты делаешь”)

 

 

 

 

ПЛАСТИКОВОЕ (“Ты неплохо думаешь для девочки”)

 

 

 

 

“НЕ СУЩЕСТВУЙ” (“Не хочу, чтобы ты был здесь”)

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz