Тенденции развития транзактного анализа - от Эрика Берна до наших дней

В.Е.Гусаковский - к.ф.-м.н., член ОППЛ, психотерапевт Европейского реестра, сертифицированный тренер Европейской ассоциации транзактного анализа (ТТА)

Санкт-Петербургское объединение транзактного анализа

Аннотация

Основы транзактного анализа были разработаны Эриком Берном в 50-х годах ХХ века. Метод быстро завоевал признание в Америке. После смерти Берна стали появляться различные школы транзактного анализа, развивающие свои приемы работы. С 80-х годов усиливаются интегративные тенденции с целью вписать метод в общую линию развития психологической мысли. Большое влияние на развитие метода оказала аналитическая школа объектных отношений, подчеркивающая роль отношений между людьми в возникновении и решении психологических проблем. В последние годы в среде транзактных аналитиков ведутся дебаты об идентичности метода, которая значительно изменилась со времени Берна. По крайней мере, транзактный анализ не может рассматриваться сейчас как разновидность популярной психологии. В организационном плане развиваются Европейская и Международная ассоциации транзактного анализа, имеющие филиалы в большинстве стран Европы, Америки и Азии, включая Россию. Учет национальных и культуральных особенностей определяет перспективы распространения и развития транзактного анализа.

Ключевые слова: транзактный анализ, Эрик Берн, школы транзактного анализа, интегративные тенденции, объектные отношения, идентичность транзактного анализа, Европейская и Международная ассоциации транзактного анализа, культуральные особенности

Адрес автора: 196608, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Привокзальная пл. д.2, кв.75. Телефон: 7(812)4705876. E-mail: vladimir@vg8602.spb.edu

Одной из ключевых концепций транзактного анализа является сценарий жизни, построенный на основе решений, неосознанно принятых ребенком в ответ на родительское влияние и события ранних лет жизни. Эта концепция имеет, однако, более широкое применение, чем объяснение индивидуальной человеческой судьбы. Ее можно применить и для понимания развития организаций, социальных групп, государств, а также направлений человеческой мысли. На основании этого проследим тенденции развития самого метода транзактного анализа с учетом влияния личности его основателя и событий, сопровождающих первые годы развития метода.

Основы транзактного анализа были разработаны в 50-х годах ХХ века американским психиатром Эриком Берном. Эрик Берн, урожденный Эрик Леннард Бернштейн, родился в 1910 году в Монреале. Его отец был врачом, а мать – писателем. Ранние годы Эрика были счастливыми, мальчику особую радость доставляло сопровождать отца во время его визитов к пациентам. Когда ему исполнилось девять лет, отец умер. Эрик тяжело переживал потерю отца, и следы этого мы можем обнаружить и в его личной судьбе и в особенностях разработанного им метода. В личном плане это во многом определило решение Берна избрать медицинскую карьеру и посвятить свою деятельность облегчению душевных страданий людей. Образ отца, воспринятый восхищенным взглядом девятилетнего мальчика, вел Берна и в создании метода транзактного анализа. Свою первую книгу, в которой последовательно изложен новый метод - «Транзактный анализ в психотерапии», он сопроводил посвящением: «Памяти моего отца Дэвида, доктора медицины и магистра хирургии, врача бедных». Образ «настоящего доктора», после уже одного посещения которого пациенты выздоравливают, четко прослеживается и в практических подходах транзактного анализа на ранних этапах его развития. В реалистичной своей части этот образ соответствовал общественной потребности того времени в развитии краткосрочной психотерапии, однако он содержал и элемент нереалистичных ожиданий. Надо отметить, что и сам транзактный анализ в своей истории не избежал потрясения в связи со скоропостижной смертью основателя в 1970 году, когда молодое направление внезапно осталось без лидера.

Существенным стимулом к созданию транзактного анализа, наложившим отпечаток на дальнейшее развитие метода, явилась бунтарская установка Берна по отношению к классическому психоанализу, который в то время являлся лидирующим направлением психотерапии. В личном плане это сочеталось с тем, что после почти 15-летнего изучения психоанализа под руководством таких известных специалистов, как Пол Федерн и Эрик Эриксон, Берну было отказано в приеме в члены профессиональной психоаналитической организации. Берн решает самостоятельно идти вперед и разрабатывает свой метод психотерапии. Это также отражало общий реформаторский дух Америки 50-х годов, когда появилось много новых направлений мысли и не только в психотерапии. Разрыв с психоанализом, на базе которого по существу был создан транзактный анализ, сохранялся долгое время и после смерти Берна и был преодолен только к середине 90-х годов при перемещении центра развития транзактного анализа из Америки в Европу. В более общем плане бунтарская установка транзактного анализа имела те последствия, что до сих пор даже после 50-летней истории развития во многих странах транзактный анализ находится на положении «альтернативного» метода, не получившего государственное признание.

При создании транзактного анализа Берн стремился разработать терминологический аппарат понятный для клиента в отличие от усложненной и доступной только специалистам концептуальной базы психоанализа. Это соответствовало стремлению привлечь клиента в качестве активного участника процесса изменений и сделать этот процесс более быстрым и эффективным. После выхода в 1964 году книги «Игры, в которые играют люди», ставшей бестселлером, транзактный анализ завоевал признание в Америке. Членство в Международной ассоциации транзактного анализа (ITAA), созданной в 1965 году, быстро росло, достигнув пика в 11000 человек в 1976 году. Однако это сопровождалось также тем, что метод стали воспринимать как непрофессиональный и не требующий глубины знаний, как направление «популярной психологии». Что касается содержательной стороны, это соответствовало переходу от исходной психодинамической основы метода к упрощенному поведенческому подходу. До сих пор можно встретить мнение, что транзактный анализ – это не более чем «три кружочка».

После смерти Эрика Берна в 1970 году направление осталось без единого лидера. Стали появляться различные школы транзактного анализа, признающие оригинальный вклад Берна, но развивающие свой терминологический аппарат и методы работы, заимствованные часто из других модальностей. Наибольшее признание получили школа Гулдингов (нового решения), использующая практические приемы гештальт-терапии, и школа Шиффов (катексиса), разработавшая оригинальные, хотя во многом и спорные, методы работы с тяжелыми психическими нарушениями. Постепенно произошло то, что можно назвать профессионализацией транзактного анализа. Новизна метода прошла и за внешней простотой понятий, привлекавшей непрофессиональную публику, обнаружилось глубокое содержание, недоступное без систематического профессионального обучения. К концу 70-х годов произошло сокращение членства Международной ассоциации транзактного анализа за счет ухода непрофессионалов. Была разработана принятая во всех странах система подготовки и сертификации транзактных аналитиков, определившая высокие стандарты подготовки специалистов, как на уровне практиков метода, так и на уровне тренеров и супервизоров. Продолжилась разработка самого метода. В 1971 году была учреждена Мемориальная премия Эрика Берна, которая присуждается ежегодно за большой вклад в развитие теории и практики транзактного анализа и за его интеграцию с другими модальностями. Лауреатами премии уже стали около 30 авторов. Кроме психотерапевтического применения широкое развитие получает применение транзактного анализа в организационном и психологическом консультировании и системе образования.

С 80-х годов транзактный анализ быстро распространяется в странах Европы, более ориентированной на связь с традициями, чем Америка. В организационном плане развиваются национальные объединения, составляющие основу Европейской ассоциации транзактного анализа, которая становится самостоятельной организацией, по численности в настоящее время заметно превышающей Международную ассоциацию. В плане теории и практики в транзактном анализе развиваются интегративные тенденции с целью вписать метод в общую линию развития психологической мысли. В частности, был преодолен разрыв с психоанализом, определенный первоначальной бунтарской установкой Берна. При этом взаимно обогатились и классический психоанализ и транзактный анализ, который получил глубину теории и практики, недоступную ранее, и возможность работать с широким спектром психологических проблем. Большое влияние на развитие практики современного транзактного анализа оказала аналитическая школа объектных отношений, рассматривающая отношения между людьми как основной источник психологических проблем, а также – как инструмент их решения. При этом изменились и практические подходы, используемые в психотерапии. Если в раннем транзактном анализе акцент ставился на клиенте и его видимых поведенческих изменениях, то теперь в центре внимания все больше находятся терапевтические отношения между психотерапевтом и клиентом, их осознанное построение и развитие. Ярким представителем этого подхода является интегративная психотерапия Ричарда Эрскина, получившая широкое распространение в транзактном анализе в 90-е годы. В последнее время в среде транзактных аналитиков ведутся обширные дебаты относительно идентичности метода, которая значительно изменилась со времени Берна. По крайней мере, транзактный анализ не может рассматриваться сейчас как разновидность популярной психологии, легкой для понимания и освоения.

Развитие транзактного анализа в России в чем-то повторяет общемировые тенденции, но во многом отражает специфику культуры и политической ситуации. По сути, это развитие стало возможным только в 90-е годы во времена «перестройки». До этого упоминание о транзактном анализе можно было найти разве лишь в разделе критики буржуазных направлений психологии. Первое знакомство специалистов с существом метода транзактного анализа состоялось через неофициальные переводы книг Берна, выполненные силами энтузиастов. Рядом авторов делались также попытки изложить свое понимание идей Берна, в которых метод трактуется весьма вольно. В настоящее время изданы русские переводы всех основных работ Берна и других основоположников транзактного анализа. Более современные источники, однако, русскоязычному читателю малоизвестны. Это дает картину транзактного анализа, каким он был 30-40 лет назад, оставляя в тени все дальнейшее развитие теории и практики метода. Возникает разделение на «западную» и «восточную» версии транзактного анализа, что несколько напоминает этап возникновения школ транзактного анализа в Америке 70-х годов после смерти Эрика Берна – естественного лидера направления. Российская специфика здесь восходит к традиционному спору «западников» и «славянофилов», длящемуся на протяжении веков в полярностях: «мы отстали – нам надо учиться у запада»/«у нас свой путь – мы сами их можем научить».

В организационном плане развитие транзактного анализа в России во многом следует общемировой тенденции – созданию общественных объединений специалистов метода. Первая попытка создать организацию специалистов транзактного анализа была предпринята еще во времена Советского Союза, однако не получила должного развития. Первый филиал Европейской ассоциации транзактного анализа в России образовался в 1993 году в Санкт-Петербурге, другой в 1995 году в Рязани. Следует отметить, что этот путь имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны он позволяет свести к минимуму бюрократические проволочки и столкновение с весьма инерционной системой здравоохранения. С другой – транзактный анализ остается на положении «альтернативного» метода, лишенного государственного признания. Это же относится и к подготовке специалистов метода. Обучение транзактному анализу, соответствующее европейским и мировым стандартам проводится отдельными тренерами - энтузиастами, прошедшими подготовку на Западе. Однако образовательные документы, выданные даже Европейской ассоциацией транзактного анализа, не имеют юридической силы в России. Элементы же транзактного анализа, включенные в некоторые университетские курсы, явно недостаточны для практики и иногда дают весьма искаженное представление о существе метода.

Ассоциации транзактного анализа, как в России, так и во многих странах Европы и мира борются за государственное признание метода в своих странах. Это накладывает высокие обязательства как в плане научных исследований для подтверждения эффективности метода, так и в плане качества подготовки специалистов. Можно отметить положительный опыт специалистов Великобритании, которые добились признания курса обучения транзактных аналитиков, как варианта базового образования психотерапевтов. В других странах эта задача еще ждет своего разрешения. При этом учет национальных и культуральных особенностей, образовательных традиций и политической ситуации в странах остается определяющих фактором дальнейшего распространения и развития транзактного анализа.

Литература

·                   Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. С-Пб., Братство, 1992. – 224 с.

·                   Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., Прогресс, 1985. – 400 с.

·                   Берн Э. Групповое лечение. Екатеринбург, ЛИТУР, 2003. – 352 с.

·                   Гулдинг М и Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М., Класс, 1997. – 288 с.

·                   Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. С-Пб., Социально - психологический центр, 1996. – 330 с.

Tendencies of Transactional Analysis Development - from Eric Berne up to Now

Vladimir E. Goussakovski - PhD, Member of Professional Psychotherapeutic League of Russia, Holder of the European Certificate of Psychotherapy, Teaching Transactional Analyst

St-Petersburg Institute of Transactional Analysis

Abstract

Eric Berne developed fundamentals of Transactional Analysis in the 1950s. The method was fast recognized in US. After Berne’s death different schools of Transactional Analysis appeared, which developed their own approaches. Since the 1980s integrative tendencies increased to include Transactional Analysis into the mainstream of psychological thinking. Transactional Analysis was influenced a lot by Object Relations School, which stresses a role of relationship in originating as well as in solving of psychological problems. Last years transactional analysts discussed a lot the identity of the method, which has changed considerably from the Berne’s times. At least Transactional Analysis cannot be considered now as a kind of popular psychology. European and International Associations of Transactional Analysis are developing, which have branches in most of European, American and Asian countries, including Russia. Taking into account national and cultural specifics determines now perspectives of Transactional Analysis development.

Key words: Transactional Analysis, Eric Berne, Transactional Analysis Schools, integrative tendencies, object relations, Transactional Analysis identity, European and International Associations of Transactional Analysis, cultural specifics

The author address: ap.75, h.2, Privokzalnaya sq., Pushkin, St-Petersburg, Russia, 196608. Phone: 7(812)4705876. E-mail: vladimir@vg8602.spb.edu

Информация об авторе

Гусаковский Владимир Евгеньевич- член ОППЛ, психотерапевт Европейского реестра, сертифицированный транзактный аналитик (СТА) в области психотерапии и тренер транзактного анализа (ТТА), канд. физ.-мат. наук. Один из основателей Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, а с 2001 по 2005 гг. – его президент. С 1989 г. учился у ведущих специалистов по транзактному анализу из Европы и США, предпринял более 15 учебных поездок в Англию и страны Европы. В 1998 г. одним из первых в России сдал международный экзамен на звание сертифицированного транзактного аналитика, а в 2005 г. - тренера Европейской ассоциации транзактного анализа. Ведущий тренер первых сертификационных программ по транзактному анализу на Украине, член Украинского союза психотерапевтов. Ведет частное психотерапевтическое консультирование и психотерапевтические марафоны.

Адрес для связи: 196608, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Привокзальная пл. д.2, кв.75. Телефон: 7(812)4705876. http://www.goussakovski.narod.ru. E-mail: vladimir@vg8602.spb.edu

Hosted by uCoz