ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ В ДИАЛОГЕ ВОСТОК – ЗАПАД

Тезисы доклада на четвертом паназиатском конгрессе «Психотерапия и консультирование в эпоху перемен»

В.Е.Гусаковский - к.ф.-м.н., член ОППЛ, психотерапевт Европейского реестра, сертифицированный транзактный аналитик (СТА) и сертифицированный тренер (ТТА) Европейской ассоциации транзактного анализа

Основы транзактного анализа были разработаны в 1950-х годах американским психиатром Эриком Берном. Метод быстро завоевал признание в Америке и с 1980-х годов бурно распространяется в странах Европы и других регионов земного шара. Первое знакомство с транзактным анализом в России состоялось в это же время через неофициальные переводы книг Берна, выполненные силами энтузиастов.

Естественно, транзактный анализ, как и всякое другое направление человеческой мысли, носит на себе отпечаток культуральной среды, в которой он был создан, то есть североамериканской и европейской. Поэтому при переносе метода в другую культуральную среду происходит их двустороннее взаимовлияние. С одной стороны, происходит трансформация метода при адаптации его в культуральную среду. С другой – сам метод влияет на культуральную среду, становясь ее новым элементом. Указанный процесс является одним из проявлений диалога культур.

В настоящее время транзактный анализ развивается в России в двух версиях. Сторонники международной или, как ее иногда называют «западной» версии, осваивают тот объем знаний и опыта, который наработан за всю историю развития метода в других странах. «Восточная» версия транзактного анализа основана на предположении, что российская действительность имеет ряд существенных особенностей, не учтенных в теории и международной практике метода, и отстаивает идею независимого развития метода. Подобная дискуссия имеет много исторических аналогов, в частности, известные дебаты «славянофилов» и «западников» в России 19 века.

Концепции самого транзактного анализа могут быть полезным инструментом для анализа рассматриваемого диалога. В соответствии с ними всякий сложившийся метод содержится в эго-состоянии Родителя его последователей. Возможны два пути формирования содержания Родителя. В первом случае эго-состояние Родителя формируется путем усвоения опыта, накопленного ранее другими людьми. Во втором случае эго-состояние Родителя выделяется из содержания эго-состояния Взрослого, то есть собственного личного опыта человека. Каждый путь имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство первого пути в том, что человек усваивает лучший опыт, накопленный многими людьми в результате многолетней практики, который по глубине заведомо превосходит опыт одного человека. Недостаток в том, что не учитывается уникальная специфика ситуации. Достоинство второго пути – как раз связь с конкретными условиями. Недостаток в том, что один человек даже при неординарных способностях не может охватить всего многообразия действительности. Оптимальный путь, по-видимому, состоит в сочетании обеих возможностей: изучении наработанного в ходе развития метода опыта и далее верификации этого опыта в соответствии с конкретными условиями.

В более широком плане рассмотренный процесс отражает диалог культур в эпоху глобализации. В оптимальном случае опыт других культур тщательно изучается, и лучшее из этого опыта привносится в существующую культуру без потери ее уникальности. Это отличается от ситуаций, как противопоставления культур, так и механического заимствования.

Ключевые слова: транзактный анализ, Эрик Берн, культуральная среда, «восточная» версия, глобализация, эго-состояние Родителя, эго-состояние Взрослого

Hosted by uCoz